ЕВРОПА III


СТОКГОЛЬМСКИЙ ГОРБУН

Жанр игры: Strategy

Издатель: Paradox Interactive

Издатель в России
: Snowball Interactive / 1C

Разработчик: Paradox Interactive

Пойдет: Процессор 2.0Ghz, 512Mb RAM, 3D-ускоритель (128Mb)

Полетит: Процессор 3.0Ghz, 1024Mb RAM, 3D-ускоритель (256Mb)

Количество дисков: Два CD

Количество игроков: до 32

Информация в интернете: www.snowball.ru/eu3/

Американский врач Грегори Пуллман (Gregory Pullman) долгие годы помогал больным справиться с булимией (чрезмерным пристрастием к пище). Пока однажды один из пациентов не поведал доктору о другой, не менее опасной зависимости: уже месяц несчастному не давала покоя пошаговая стратегия Sid Meier’s Civilization III. Исследуя причину пагубной привычки, Грегори незаметно для себя и сам здорово увлекся этой компьютерной забавой. Пока наконец не осознал, что делает аж по двести ходов за один присест (приблизительно 5-6 часов вдумчивой игры – прим. ред.). К тому времени его знакомство с Civilization продолжалось уже несколько лет. Пуллман лишился не только друзей и врачебной практики, но и всякой надежды на выздоровление. Решив окончательно завязать с «наркотиком» от Firaxis Games, он основал сайт CivAnon (www.civanon.org), девиз которого гласит – «Ни хода больше!». Благодаря специальной методике, в основе которой лежат двенадцать простейших утверждений, любой желающий (желание – единственное требование) может совершенно бесплатно излечиться от тягостного недуга.

ИГРА ДЛЯ СВОИХ

Передо мной похожая на лоскутное одеяло карта мира и несколько окошек с цифрами и ползунками. Ничего лишнего. Даже крошечные солдатики и пушечки будто нарисованы рукой незадачливого художника.

По требованию американских издателей Paradox Interactive перевела «Европу» на трехмерный движок, но при этом не позаботилась о качестве картинки. Часть работы шведы и вообще переложили на плечи сторонних дизайнеров. Например, наши соотечественники из петербургской студии Nikitova LLC занимались моделями зданий. И, судя по конечному результату, не очень-то старались. Впрочем, не будем спешить с выводами. Следует помнить, что рвение независимых коллективов напрямую зависит от гонорара. В случае с «Европой III» он был явно невелик.

Стоило ли скандинавам просить помощи за рубежом? Бытует мнение, что, обратись Paradox за помощью к фанатам, карта и фигурки воинов получились бы на загляденье. Насколько верно это предположение, станет ясно уже в ближайшие месяцы, - когда любительские модификации посыплются на нас как из рога изобилия. А это непременно произойдет. Ведь почти любой текстовый или графический файл третьей части при желании можно до неузнаваемости преобразить с помощью обычных редакторов, входящих в Windows.

ДОРОГА НА ИЕРУСАЛИМ

Если в глобальной стратегии удается разобраться без помощи обучающего режима, значит игра наверняка продержится на винчестере не один день. «Европа III» невероятно проста в обращении. Она не требует знакомства с предыдущими частями; не заставляет думать наспех. Единственное требование – знание английского языка (если, конечно, в твоих руках не русская версия). Без этого ты едва ли поймешь, как избежать бунта, снизить инфляцию и хорошенько насолить противнику. Впрочем, можно действовать и наугад. Что касается обучающего режима, то заглянуть в него все-таки стоит. Дабы увериться в том, что не упустил что-нибудь важное.

Когда освоишь интерфейс, смело выбирай понравившуюся державу. Новичкам советую возглавить крупное католическое государство. Геймерам со стажем, напротив, лучше взять под опеку небольшую страну. Но независимо от выбора, на первых порах действовать придется по накатанной: отправлять торговцев во все уголки света, налаживать отношения с соседями и всячески избегать затяжных распрей (это верный способ прогореть).

Изначально большинство стран – монархические. Главное преимущество монархии перед республикой – возможность заключать родственные союзы с лидерами других государств. В случае смерти одного из правителей его трон перейдет к тебе. Если же наследников окажется несколько, начнется война за корону.

Спустя столетие, то есть к середине XVI века, обстановка в мире потихоньку меняется. Ведущие державы отправляют поселенцев в Новый свет. Укрепляют армии. Маленьких городишек на карте становится все меньше – и за каждый идет нешуточная борьба.

В этом заключается вся суть игры. Успеешь урвать пять-десять провинций – следующие двести лет сидишь и в ус не дуешь. Промедлишь – придется отвоевывать земли у зажиточных империй. А это уже совсем другой коленкор.

Длительная война не только обойдется в кругленькую сумму, но и посеет смуту. Стоит отложить наступление на год, религиозные меньшинства тотчас поднимут восстание. Для богатой метрополии вроде Англии или Португалии ничего не стоит нанять пару карательных отрядов (числом пять-шесть тысяч человек каждый) и усмирить бунтовщиков. Но тому же Ярославлю подобная покупка влетит в копеечку. Дело в том, что одновременно в каждом городе можно тренировать только тысячу боевых единиц. А что делать, если в государстве всего два города, и один из них захватили революционеры? Тут на помощь придут наемники. Тратить время на их подготовку не нужно. Да и в мастерстве они ничуть не уступают регулярным войскам, а подчас и превосходят их. Одна беда, - стоят услуги головорезов в три-четыре раза дороже. Так что полагаться на них следует лишь в крайних случаях, когда другого выхода попросту нет.

Игра заканчивается в конце XVIII века. Войны, в свою очередь, завершаются лет на 50–60 раньше. Причина проста: затраты на содержание многотысячной армии слишком высоки. Выгоднее основать несколько колоний на побережье Южной Америки, нежели устраивать резню ради одной-двух провинций в центре Европы.

«ЕВРОПА» В ЧИСЛАХ

Экономическая модель государства, предложенная дизайнерами из Paradox Interactive, чертовски хороша. Страшно сказать: за все финансовые преобразования отвечает один-единственный ползунок! Сдвинешь его вправо – львиная доля доходов осядет в казне. Влево – пойдет на развитие хозяйства. Важно понимать: чем больше монет остается в «копилке», тем быстрее растет инфляция. Поначалу вкладывать лучше всего в правительство, торговлю и производство. Ближе к финалу понадобится сильная армия и флот. Стабильность важна во все времена. Но тратить на нее двузначные суммы все же не стоит.

Когда освоишь интерфейс, смело выбирай понравившуюся державу. Новичкам советую возглавить крупное католическое государство. Геймерам со стажем, напротив, лучше взять под опеку небольшую страну. Но независимо от выбора, на первых порах действовать придется по накатанной: отправлять торговцев во все уголки света, налаживать отношения с соседями и всячески избегать затяжных распрей (это верный способ прогореть).

Изначально большинство стран – монархические. Главное преимущество монархии перед республикой – возможность заключать родственные союзы с лидерами других государств. В случае смерти одного из правителей его трон перейдет к тебе. Если же наследников окажется несколько, начнется война за корону.

Спустя столетие, то есть к середине XVI века, обстановка в мире потихоньку меняется. Ведущие державы отправляют поселенцев в Новый свет. Укрепляют армии. Маленьких городишек на карте становится все меньше – и за каждый идет нешуточная борьба.

В этом заключается вся суть игры. Успеешь урвать пять-десять провинций – следующие двести лет сидишь и в ус не дуешь. Промедлишь – придется отвоевывать земли у зажиточных империй. А это уже совсем другой коленкор.

Длительная война не только обойдется в кругленькую сумму, но и посеет смуту. Стоит отложить наступление на год, религиозные меньшинства тотчас поднимут восстание. Для богатой метрополии вроде Англии или Португалии ничего не стоит нанять пару карательных отрядов (числом пять-шесть тысяч человек каждый) и усмирить бунтовщиков. Но тому же Ярославлю подобная покупка влетит в копеечку. Дело в том, что одновременно в каждом городе можно тренировать только тысячу боевых единиц. А что делать, если в государстве всего два города, и один из них захватили революционеры? Тут на помощь придут наемники. Тратить время на их подготовку не нужно. Да и в мастерстве они ничуть не уступают регулярным войскам, а подчас и превосходят их. Одна беда, - стоят услуги головорезов в три-четыре раза дороже. Так что полагаться на них следует лишь в крайних случаях, когда другого выхода попросту нет.

Игра заканчивается в конце XVIII века. Войны, в свою очередь, завершаются лет на 50–60 раньше. Причина проста: затраты на содержание многотысячной армии слишком высоки. Выгоднее основать несколько колоний на побережье Южной Америки, нежели устраивать резню ради одной-двух провинций в центре Европы.

«ЕВРОПА» В ЧИСЛАХ

Экономическая модель государства, предложенная дизайнерами из Paradox Interactive, чертовски хороша. Страшно сказать: за все финансовые преобразования отвечает один-единственный ползунок! Сдвинешь его вправо – львиная доля доходов осядет в казне. Влево – пойдет на развитие хозяйства. Важно понимать: чем больше монет остается в «копилке», тем быстрее растет инфляция. Поначалу вкладывать лучше всего в правительство, торговлю и производство. Ближе к финалу понадобится сильная армия и флот. Стабильность важна во все времена. Но тратить на нее двузначные суммы все же не стоит.

Еще одна статья расходов – советники. Эти просвещенные мужи (женщин, что удивительно, среди них нет) за скромное ежемесячное жалованье подтянут отсталые отрасли, а также повысят ежегодный приплод специалистов всех мастей (дипломатов, торговцев, колонистов, миссионеров и даже воров).

ДРУГАЯ ЖИЗНЬ

В довершение хотелось бы еще раз упомянуть Грегори Пуллмана. Трогательная история о некогда преуспевающем враче, лишившемся работы, - на самом деле вымысел. Остроумный рекламный ход Firaxis Games. Но почему-то в него очень хочется верить. После продолжительного знакомства с «Европой III» (кажется, пролетело лет триста) образ человека, пристрастившегося к глобальным стратегиям, возникает в воображении настолько легко и явственно, что ему невольно начинаешь сопереживать. Какая уж тут работа, когда к восточным границам стремительным маршем подступают Тимуриды, а на западе грозит войной Тевтонский орден? Все правильно, оторваться невозможно. Да и стоит ли? Только лишь затем, чтобы поведать обо всем друзьям.

ИНТЕРЕСНОСТЬ: 9.5

ГРАФИКА: 6.0

ЗВУК И МУЗЫКА: 8.0

ИГРОВОЙ ДИЗАЙН: 9.0

ИНТЕРФЕЙС: 9.0

ДОСТОИНСТВА: Захватывающий геймплей; удобный интерфейс; множество государств; легкость освоения; неплохая музыка.

НЕДОСТАТКИ: С переходом в 3D «Европа» утратила былую привлекательность; некоторые районы на карте скрыты белой пеленой – придется дорисовывать их самостоятельно.

ИТОГО 9.0:

Лучшая глобальная стратегия последних лет. Жаль, графика подкачала.

Экономическая модель государства, предложенная дизайнерами из Paradox Interactive, необычайно проста

Выгоднее основать колонию на побережье Южной Америки, нежели устраивать резню ради одной провинции в Европе

О КОМПАНИИ

Шведская студия Paradox Interactive работает в жанре глобальных стратегий не первый год. Помимо Europa Universalis она известна как создательница серии Hearts of Iron, а также замечательных проектов Victoria: Revolutions, Diplomacy: The Game of International Intrigue и Crusaders Kings.

На территории России игры от Paradox Interactive издает фирма «1C», а локализирует компания Snowball. Третья часть Europa Universalis поступила в продажу в двух вариантах. Обрати внимание, что в коробочке с надписью “Originals” скрывается английская версия!

ФАКТЫ

1 провинция входит в княжество Ярославль

6 торговцев могут заправлять на рынке

250 различных государств

1000 человек – численность одного отряда

ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

Все страны в «Европе III» разделены по религиозному признаку на исповедующие христианство, ислам, буддизм, синтоизм, конфуцианство, индуизм, шаманизм и анимизм (поклонение духам). Группы, в свою очередь, состоят из подгрупп. Так среди христиан встречаются православные, католики, протестанты и реформаты. В мусульманских странах преобладают шииты и сунниты. Принадлежность государства к той или иной религиозной конфессии сказывается и на экономике.

Наиболее интересно при католицизме. На протяжении всей игры они стараются утвердить на Святом престоле в Ватикане своего ставленника. В случае успеха новоиспеченный Папа одаривает покровителей воинстину божественными бонусами.

При желании можно обратить в свою веру другие народы. Услуги миссионера стоят недешево, да и шанс на успех, как правило, невелик. Зато, если все пройдет удачно, еретики перестанут бунтовать и требовать налоговых послаблений.

ВОЛШЕБНОЕ ОКОШКО

Чтобы не запутаться в многообразии происходящих на экране событий, поглядывай на специальное окошко в верхнем правом углу. Там отображается наиболее важная информация. Например, когда будет готова та или иная постройка, как обстоят дела на рынках и сколько времени потребуется поселенцам на освоение целины. Если же какие-нибудь данные покажутся тебе бесполезными, ты можешь исключить их из общего списка, убрав галочку напротив соответствующей строки в меню настроек.



Оставить комментарий

Вы должны зарегистрироваться для комментирования.